Существует несколько способов увеличения мощности двигателей легковых автомобилей. В этой статье поговорим об одном из них - о способе увеличения мощности, который получается за счёт использования для своей работы энергию отработавших газов, которая и используется для нагнетания дополнительного «рациона»и воздуха в цилиндры силового агрегата, то есть о турбонаддуве. Его принцип придумал и запатентовал в 1911 году Альфред Бюхи. А сам турбокомпрессор на практике автопромышленности и автоспорта начали использовать примерно в то же время.

Ну а в наши дни ни для кого не является секретом, что при применении турбины мощность атмосферного двигателя увеличивается серьёзно. Насколько увеличится, это уже зависит от конкретного автопроизводителя. Бывает, что от двух и более раз, если это спортивная модель, бывает от 25 до 50 процентов, если это просто мощная или слегка «оспортивленная» версия какой то модели. Или даже всего на 3-5 процентов, но этот вариант годится для увеличения тяги на низах и средних оборотах, что годится для любых тяжелых моделей – джипов, минивэнов и седанов и универсалов Е класса и более. Итак, есть куча преимуществ – это отлично, но есть и специфичные недостатки и особенности эксплуатации подобных агрегатов, о которых не все знают. С особенностей и начнём.

Преимущества и положительные стороны турбонаддува

Турбонаддув эволюционировал и модернизировался до сегодняшнего дня, на данный момент существует два принятых вида, не считая их производных и вариаций: компрессор и турбина. Итак, компрессор, он же механический нагнетатель, как видно из названия, для своей работы требует механическую силу от коленвала двигателя через цепной или ременной привод. Его главными преимуществами являются довольно эффективный наддув воздуха, который начинает работать с холостых оборотов, во впускном коллекторе постоянное обеспечение высокого давления и отсутствие такой неприятной особенности турбодвигателей как турбоямы.

Недостатки турбонаддува

Правда, вместе с тем у него есть и минусы. Компрессорные нагнетатели отбирают мощности у мотора при достижении им максимальных оборотах. Второй минус - увеличение потребления топлива с маслом, третий - снижение эффективности работы и КПД нагнетателя при высоких оборотах. Помимо этих «багов» компрессор уменьшает ресурс силового агрегата в целом, в отличии от «просто-турбо». А вот турбина данных недостатков лишена, которая использует «халявную» энергию выхлопных газов и обеспечивает довольно эффективную работу на высоких оборотах, не отбирая при этом мощности у двигателя. Но зато у турбины есть и свои недостатки, причём немало. Самым главный из них - это сложная конструкция, которая почти сравнима с авиационными двигателями, обусловленная наличием подшипников. Они должны выдерживать температуру до тысяча градусов по цельсию! И «переваривать» нагрузку до двухсот тысяч об/мин, плюс ко всему необходимость подключения смазочной системы для этих подшипников к аналогичной системе самого двигателя. Также с авиационной турбиной роднит автомобильную такая вещь, как инерционность - это некоторая задержка между нажатием на педаль «газа» и началом разгона, правда, она отнюдь не так заметно как в авиации, так как тут всё таки гораздо более компактный и лёгкий агрегат. И перейдём, пожалуй, к главнейшему минусу «турбика» к наличию турбоямы, это состояние турбонаддува, когда турбина абсолютно беспомощна в силу своей особенности для бензиновых моторов на низких оборотах, приблизительно до 1900-2000 об/мин, бесполезна. При наличии турбины так же увеличивается риск гидроудара, попадания воды в клапан управления турбокомпрессором. Это закончится в лучшем случае поломкой самого механизма турбонаддува, а в худшем – попаданием воды внутри цилиндров самого двигателя… и ясно дело, что со всеми вытекающими отсюда последствиями. Турбина, тоже снижает ресурс двигателя, хотя не так сильно как нагнетатель. Например, турбо низкого наддува практически не сокращает жизнь движка. Загадка в том, что хотя вес автомобиля остаётся по сравнению с «атмосферником» почти тем же (он увеличивается только за счёт веса самой турбины и дополнительных деталей к ней), и силовой агрегат тот же (то есть не увеличился его вес и количество деталей в ней).

тирбина дизельного рено клио

Как правильно эксплуатировать авто с турбированным двигателем

Для того, чтобы турбина служила как можно дольше и беспроблемно работала – очень важно знать и соблюдать некоторые правила её эксплуатации. Итак, в первую очередь необходим её прогрев перед поездкой и после поездки давать её работать при холостых оборотах, с длительностью от одной минуты после небольших нагрузок, и до пяти минут после длительной езды, особенно на больших скоростях. Если не соблюдать это условие, то ресурс турбины сокращается до 1.5 раза, особенно у автомобилей Renault - она не выдержит и 100 тыс. км! Нужно учесть это, и до прогрева двигателя нужно стараться педалью акселератора не увлекаться. И если после поездки не особо хочется сидеть и ждать пока turbine остынет, то Вам понадобится установка турботаймера - это отличное и недорогое дополнение к любому автомобилю.

Очень рекомендуется периодичность сроков замены моторного масла сократить до каждых 7-10 тыс. км пробега и нужно применять исключительно качественное масло, которое рекомендовано самим заводом-производителем. Масло низкого качества имеет свойство от высокой температуры закоксовываться, естественно не сможет обеспечить полноценную смазку и охлаждение турбины. Нужно постараться приобрести масляные и воздушные фильтры доверенных брендов, и в данном случае абсолютно не следует экономить. Как и масло, воздушный фильтр также рекомендуется менять раньше положенного срока, иначе сильное засорение может привести во впускном тракте к повышенному разрежению и нарушить герметичность «впуска» турбины. Нужно постоянно держать под контролем систему охлаждения картера и маслопровод, так как течей быть не должно в котором. Как узнать разгерметизацию турбины – она сопровождается свистом, и как он появляется то сразу же на СТО пока не слишком поздно. Если устранять свист турбины и течи своевременно, то это поможет сохранить агрегат. Однако, в любом случае следует после каждой сотни тыс. км пробега провести полную диагностику, особенно при покупке б/у машины с турбомотором.

Ещё один важный момент, о котором могут часто забывать, если точнее многие даже и не подозревают: когда выбрасывают из выпускной системы турбо дизельных двигателей сажевой фильтр, чем довольно часто грешат водители, из-за того, что жалеют денег для покупки нового, то следует обязательно перепрошить мозги ЭБУ. А иначе, если резко увеличить обороты двигателя турбина запросто может выйти из строя. Если всех эти условия соблюдать, то с турбиной проблем не будет.


Видео

Как работает новый высокоэффективный двигатель Renault new Energy Tce 90 engine

Сравнение моделей Рено

Перед покупкой автомобиля, стоит сравнить автомобиль Рено с его конкурентами и сделать правильный выбор, взвесив все "за" и "против"

Сравнение авто

 Просмотреть