Кислородный датчик или лямбда – зонд предназначен для определения содержания кислорода отработавших газов.
Для обеспечения эффективной и экономной работы двигателя внутреннего сгорания, соотношение топлива и кислорода должно быть неизменным во всех режимах работы мотора. Это достигается с помощью того, что используется кислородный датчик в системе выпуска. Процесс регулирования содержания кислорода носит название лямбда – регулирование.
При недостатке в топливо-воздушной смеси кислорода, угарный газ и углеводороды полностью не окисляются. Однако если зайти с противоположной стороны, то при излишке воздуха с оксидом азота не происходит процесс разложения его на составляющие.
Кислородный датчик обычно установлен в выпускной системе. На некоторых моделях автомобилей Рено имеет место применения двух лямбда-зондов: происходит процесс установки до каталитического нейтрализатора отработавших газов и после него. Такая конструктивная особенность позволяет повысить контроль за содержание кислорода в ОГ (отработавшие газы), следовательно, позволяет работать эффективно нейтрализатору.
Лямбда – зонды бывают двух типов:
- Широкополостные
- Двухточечные
Двухточечный кислородный датчик может быть установлен как перед нейтрализатором ОГ так и после него. Данный лямбда зонд был разработан для фиксации коэффициента избытка воздуха в смеси согласно величине концентрации воздуха в ОГ.
Двухточечный датчик выглядит как керамический элемент, который имеет покрытие диоксида циркония с двух сторон. Измерение кислорода осуществляется способом электрохимического анализа. Один электрод вступает в контакт с ОГ, второй контактирует с атмосферой.
Действие двухточечного кислородного датчика основывается на измерении количества содержания О2 в отработавших газах и за бортом авто. Когда происходит разная концентрация кислорода в ОГ и атмосфере, концы электрода становятся под напряжением. Чем больше содержание О2, тем, следовательно, ниже напряжение.
Электрический сигнал поступает в ЭБУ (электронный блок управлением) и от показаний датчиков регулируется работа различных систем ДВС.
Широкополосный датчик имеет применение входного датчика нейтрализатора ОГ . В отличие от двухточечного лямбда-зонда имеет два керамических элемента. Принцип работы заключается в том, что постоянно поддерживается напряжение в районе 450 мВ между электродами широкополосного датчика. Когда происходит снижение содержания кислорода отработавших газов, повышается напряжение между керамическими элементами. Сигнал от датчика подается к ЭБУ, где обрабатывается и принимается решение об изменении работы системы впрыска топлива, к примеру.