Шедевры в автомобильном мире, которые выпущены в единственном экземпляре, входят в историю автопрома, наподобие полотен великих мастеров в историю мирового искусства. Итак, вспомним несколько особенных, уникальных суперкаров, даже гиперкаров, которые были собраны по спецзаказу и были отправлены прямым ходом в частные коллекции. Хотя на самом же деле, таким авто самое место явно в музее. И вот почему!
Эксклюзив номер один - GM Ecojet
Как вам автомобиль с вертолетным двигателем, в котором пахнет, как в придорожном бистро? Нет, это не какая-нибудь фантазия «шаблонного» голливудского сценариста, а самое настоящее неординарное творение, которое представили автогигант General Motors и знаменитый телеведущий и шоумен Джей Лено.
Теперь обо всём по порядку - в 2006 году мистер Лено, который является по совместительству ещё и автомобильным коллекционером, решил построить себе уникальный автомобиль, у которого ярко-выраженные черта воздухоплавательной техники, и оснащенный нестандартной силовой установкой для наземного транспортного средства! Также из сферы «воздухоплавания».
В итоге свет увидел Экоджет. Это купе получило основательно модифицированное алюминиевое шасси от Chevrolet Corvette серии Z06. Но с применением магниевых узлов, а кевлара в кузовных панелях, которые в придачу покрыты углепластиком. А традиционный поршневой ДВС было решено заменять на авиационную газовую турбину марки Honeywell LTS101, которая применяется на легких вертолетах и пропеллерных самолетах и.
Сей мотор, выдаёт 650 «лошадей» и минимум 600 Н*м крутящего момента, который работает в тандеме с четырёхдиапазонной автоматической коробкой, хотя и архаической, но зато от «Корвета». У Экоджета имеется пара топливных баков, в один из которых заливают биодизель, а во второй – топливо ракетное! Последнее применяется лишь для быстрого старта силовой мотора,… то есть силовой установки, а также для того, чтобы очистить турбину от несгоревших частиц биотоплива в самом конце поездки.
Как утверждает Лено, Экоджет без труда может «выжимать» 395 кэмэ в чэ! Единственной слабой стороной этого супекара, или наземного «джет-кара» является его внушительная турбояма, и в силу этого для того, чтобы быстро разгонятся, необходимо сначала «раскочегарить» турбину, то есть раскрутить, и лишь после этого отпустить «тормоз». Однако, этот недостаток всегда был неразлучным с авто с моторами подобного типа, например, Крайслер Турбин Кар 1963 года, сначала имел огромнейшую турбояму – десять секунд, до того, как начать обгон и разгон! А вскоре крайслеровцам удалось снизить это значение до трёх секунд, что тоже при решающем обгоне очень много, хотя и конечно не десять секунд...
Кстати, частота вращения крайслеровской турбины может достигать до двадцати тысяч оборотов в минуту.
Выхлопные газы, вырывающихся из Экоджетовского сопла, имеют среднюю температуру, которая составляет пятисот сорок градусов, а при максимальной мощности и вовсе девятисот восемьдесят. Теперь перейдём к одной из главных фишек: в роли топлива в турбину «заливается» самое обычное рафинированное масло, растительное, и в силу этого внутри уникального гиперкара ощущается запах, напоминающий аромат, скажем фритюрницы.
Газотурбинные «Крайслеры», несмотря на очень серьезные планы, поставить на конвейер так и не удалось. А причиной всему стал финансовый кризис автоконцерна, и чрезмерный «аппетит» машин с данным типом двигателей и требования по токсичности «выхлопа», ужесточившиеся в Америке. К сожалению, большинство опытных экземпляров было уничтожено, в итоге сохранилось от силы не более десяти газотурбинных авто, которым удалось дойти до наших дней. Кстати, один из тех концептов также нашёл пристанище в гараже мистера Лено. Как говорят очевидцы, «газотурбинник», который звучит как «гигантский фен для волос», не равнодушен к алкоголи, то есть может потреблять даже текилу!
Второй экспонат, который достоин этой подборки, это Lotec Mercedes-Benz C1000
Фирма Lotec GmbH немецкого происхождения, которая появилась в начале 60-х годов, сначала занималась лишь модернизацией и доработками автомобилей Порше. А в восьмидесятых годах прошлого века руководство компании переключило своё внимание на создание различных аэродинамических элементов и доработанных агрегатов для мерседесовских моделей. Благодаря чему и обрела себе популярность.
Так вот, в Lotec в 1990 году некий арабский нефтяной шейх обратился за помощью. Он заказал у сего тюнинг-ателье ни много ни мало постройку быстрейшего на свете дорожного автомобиля. Пообещав за столь эксклюзивный труд весьма щедрое вознаграждение.
Шейху сей мегаавтомобиль обошелся в три с полтиной миллиона «баксов», а его постройка, за которую взялись Mercedes-Benz и Lotec около пять лет. Суперкупе получило своё собственно имя - С1000, где первая буква означает, что кузов спорткара полностью сделан из карбона! Раму также выполнили не из простых материалов, а применяемых в мире космической техники. А цифра же в имени этого авто обозначает отдачу его мотора, то есть силовой установки.
Этот гиперкар снабдили тысячисильным «мерседесовским» 5,7литровым V8 о двух турбонагнетателях также весьма заслуженной и известной фирмы Garrett. Так как механические «шестиступки» (а автоматов и вовсе ещё не было) в то время были ещё чудовищно редким девайсом, то обошлись установкой пятиступенчатой коробкой передач, правда усиленной и доработанной до неузнаваемости, под столь чудовищные характеристики. Кстати, аналогичное агрегатище применяли и на супертпрототипе Sauber Mercedes C9, который при Ле-Мановских гонках в 1989 году не знал себе равных под управлением Йохена Масса. Что же это, совпадение?
Лотек Мерседес-Бенц С1000 набирал первую «сотню» в течение 3,2 секунд, а для преодоления скоростного рубежа в двести километров ему потребовался лишь 8,08 сек!
Предельная скорость составляла минимум 431 километров в час: подобной «максималкой» до сих пор могут хвастаться Вейроноводы и владельцы некоторых моделей Koenigsegg, которые дебютировали более чем десять лет спустя после Лотека.
Третий участник - Stoschek Lancia Stratos
Бывший немецкий гонщик а заодно и бизнесмен Михаэль Стошек в 2008 году решил запустить в мелкую серию современный аналог раллийной легенды Лянчии Стратос. На разработку этой модели ушло несколько лет, и было потрачено примерно три миллиона евро. Внешним видом купе занимались специалисты известнейшей в мире тюнинга и автоэкзотики дизайн-студии Pininfarina. Здесь дизайнеры постарались максимально наградить этот гиперкар чертами классического Стратоса.
Сей суперавтомобиль решили построить на основе Ferrari F430, да ещё не на какой-нибудь версии, а Scuderia. Напомним, это версия для тех, кому 490 л.с. «складского» 430го кажутся недостаточными а вес 1.450 слишком тяжёлым - так вот, Скудерия представляет собой его форсированный до 510 сил и облегчённый до 1.350 кг рафинированный вариант! Мотор Феррари - 4,3литровая «восьмерка», при отдаче 540 л.с. (то есть плюс 30 л.с.). Этот агрегат сочетается с шестискоростной механической коробкой передач. Новое купе первую «сотню» набирает за 3,3 секунды, а вторую успевает менее, чем за 10 — за 9,7 секунды! Это делало его одним из быстрейших суперкаров тех времён.
Стошек при этом заявлял, что главнейшей задачей этого проекта была отнюдь не погоня за скоростью, а улучшение управляемости. Соотношение мощности к массе составляет на 2,25 килограмма одну лошадиную силу, а развесовка по осям– 50:50, то есть идеальная.
А вообще-то, как говорилось выше, Стошек планировал начать мелкосерийное производство современных Стратосов и даже получил почти 50 заказов. Однако руководство Ferrari данная идея не понравилась, и оно запретило всем партнерам и поставщикам продолжать участие в этом проекте. Из той же Пининфарины объявили Стошеку, что продолжат сотрудничество лишь после того, как получат письменное разрешение из Маранелло. И по этой причине Stratos Второй так и остался в единственном экземпляре.
Интересный факт: Лука ди Монтедземоло, тогдашний президент Феррари лично поездил на новом Stratos на треке и признался, что автомобилем был очень впечатлен, который оказался более «проворным», чем свои итальянские «коллеги». Может, именно по этой причине Феррари и воспротивилась «серию» новейшего Стратоса? Лучше бы применил детали от Лянчии, хотя они сейчас уже далеко не столь высокопроизводительные, как раньше.